Приход преподобного Серафима Саровского п. Д. Константиново 5 - Святые апостолы Петр и Павел.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Дальнеконстантиновское благочиние Нижегородской епархии

Приход преподобного Серафима Саровского п. Д. Константиново 5

"Икона дня": "Православный календарь":
Баннер в новом формате
©2018 г.

Новости

Все новости

Святые апостолы Петр и Павел.

12 Июль 2012

В этот день Православная Церковь совершает торжественные богослужения, величая двух столпов христианства, много потрудившихся для распространения учения Христа в диаметрально противоположных по жизненному укладу иудейском и языческом обществах.

Господь призвал Петра и Павла к проповеди Евангелия в разное время и при разных обстоятельствах. Несмотря на то, что эти великие проповедники веры Христовой были разными людьми, они одинаково горячо и искренне приняли Христа, когда Он призвал их к апостольскому служению.

Апостол Петр был галилеянин (иудей из Галилеи), родом из Вифсаиды. Он был простым рыбаком. Он был женат и имел детей. От рождения Петр носил имя Симон. Петром (по-еврейски - Кифа), что значит в переводе «камень, скала», назвал его Сам Господь после того, как Симон исповедовал Его Христом, Сыном Бога Живого (Мф. 16:15 - 16). За это Иисус обещал Петру власть прощать грехи человеческие от имени Бога ранее, чем дал такое же обещание остальным апостолам. Также Господь обещал Петру ключи от Царствия Небесного (Мф. 16:19).

Твердое, как каменный столп, исповедание Христа Сыном Божьим, сказанное Петром, есть основание веры христианской. На камне Христе утверждается вся христианская Церковь. Господь говорит о камне, отвергнутом строителями в притче о злых виноградарях, подразумевая под камнем Себя (Мф. 21:42,44). Апостол Петр также называет Христа камнем в своем соборном послании (1 Пет. 2:7). И апостол Павел называет камнем, основанием Церкви Самого Господа (Еф. 2:20,21).

Симон узнал о Христе от своего брата – Андрея, которого Господь призвал к Себе в ученики одним из первых. Симон искренне уверовал во Христа, как в Мессию, и неоднократно показывал свою горячую преданность Господу, о чем свидетельствуют евангелисты. За свою горячую и преданную веру, Петр стал одним из трех особо близких ко Христу учеников, сподобившись быть свидетелем воскрешения Иисусом дочери Иаира, Преображения Господа, Его молитвы перед распятием в Гефсиманском саду.

Святой первоверховный апостол Петр является для нас не только примером твердой и горячей веры в Господа. Он также есть пример искреннего и глубокого раскаяния в отречении от Учителя. Искренне раскаявшись и не потеряв надежду оставаться со Христом даже после троекратного отречения, Петр получает от Господа уврачевание этого греха. Воскресший Иисус трижды взывает к Петру, как будущему пастырю Своей Церкви (Ин. 21:15-17).

По Вознесении Господа и сошествия на апостолов Святого Духа Петр проповедовал учение Христа в разных странах. Его проповедь отличалась великой силой убеждения, а также сопутстсвующими чудотворениями. Сразу после сошествия Святого Духа, Петр своей пламенной проповедью обратил ко Христу «душ около трех тысяч» (Деян. 2:40). От обличения этого столпа веры преступники падали замертво, от его пламенной молитвы мертвые воскресали, а больные исцелялись от одной тени Петра, как передает нам книга деяний апостольских.

Апостол Петр написал два соборных послания, участвовал в апостольском соборе в 51 году. Он мученически окончил свою жизнь в Риме во время гонений на христиан императора Нерона, где его распяли на кресте вниз головой по желанию самого Петра. Он считал себя недостойным умереть так же, как и Христос. Скорее всего, Петр всю жизнь свою пребывал в раскаянии об отречении от Господа.

 

Апостол Павел был иудеем из средиземноморской диаспоры, из города Тарса. Его семья имела римское гражданство, что говорит о ее высоком общественном статусе. Как и апостол Петр, Павел носил другое имя до обращения ко Христу. Родители назвали его Савлом (или Саулом), возможно, в честь первого израильского царя Саула. Живя в мире эллинистической культуры, Савл получил хорошее иудейское образование и был ярым приверженцем иудейского закона и традиций. Это объясняет его искреннее желание гнать христиан – он стал проповедником Христова учения после Вознесения Господа и образования христианской Церкви.

Как передает книга деяний апостольских, Савл был одним из самых ревностных гонителей на христиан, проявлял большую активность, например, выпросил у Синедриона разрешение на совершение христианских гонений в Дамаске. На пути в Дамаск и произошла встреча Савла с Господом. Это чудо обращения яростного гонителя Церкви Христовой в ревностного и искусного проповедника Евангелия Господня описано 9 главе книги Деяний. Господь Сам явился Савлу недалеко от Дамаска в виде чудесного света с неба и сказал: «Я Иисус, Которого ты гонишь» (Деян. 9:5). От этой личной встречи с Богом внутри Савла произошла колоссальная перемена. Он стал послушен Христу и, несмотря на поразившую его слепоту, пребывал в духовном подъеме и молился три дня, не принимая ни питья, ни пищи. Вскоре Павел принял крещение от ученика Господа Анании, мужа, благочестивого по христианскому закону (Деян. 22:12) и исцелился от слепоты. После этого случая Павел стал один из наиболее искусных проповедников учения Господа Иисуса Христа, обратившим в христианство великое множество язычников из разных народов. Его называют апостолом язычников – проповедь Павла охватила и Сирию, и Киликию, и Балканы, и Италию, и Палестину, и Малую Азию.

Апостол Павел написал 14 посланий для христианских общин разных городов. Он, как и Петр, участвовал в Иерусалимском соборе 51 года. Как и апостол Петр, он принял мученическую кончину за Христа в одно с ним время – при гонениях императора Нерона.

Искусного в проповеди, твердого и искреннего в вере христианской святого первоверховного апостола Павла можно охарактеризовать его же словами о себе, написанными в послании к христианам Коринфа: «будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона - как чуждый закона,- не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу,- чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его» (1 Кор. 9, 19-23).

 

Петр и Павел, начиная с первых веков, были одними из особо почитаемых и известных среди христиан апостолов. С помощью Божьей, они много потрудились для проповеди Евангелия, распространяя учение Христа в разных народах. Эти два столпа Церкви Христовой являются примерами твердых исповедников веры в Господа и искусных пламенных проповедников, обращавших ко Христу не только язычников, но и ненавидящих христиан иудеев.

Церковный праздник в честь святых апостолов Петра и Павла восходит к III-IV векам. 12 июля (29 июня по старому стилю) 258 года в Риме, где епископы ведут преемственность от самого апостола Петра, состоялось перенесение мощей этих двух столпов христианства из мест их первоначальных захоронений в катакомбы. Там древние христиане молились в условиях гонений, совершая Божественную Литургию на мощах мучеников. Со временем этот день стал считаться днем памяти общего мученичества первоверховных апостолов. Блаженный Августин епископ Иппонский в проповеди в день памяти святых апостолов Петра и Павла говорит о празднике: «В один день совершаем память страдания обоих Апостолов этих, ибо, хотя они пострадали и в разные дни, но по духу и по близости страданий своих они составляют одно».

 

Евдокимов И.

 

 

Тропарь праздника славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, глас 4:

Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие, Владыку всех молите мир вселенней даровати и душам нашим велию милость.

 

Кондак, глас 2:

Твердыя и боговещанныя проповедатели, верх апостолов Твоих, Господи, приял еси в наслаждение благих Твоих и покой: болезни бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия, Едине, сведый сердечная.



назад к списку новостей