Приход преподобного Серафима Саровского п. Д. Константиново 5 - Рождество святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Дальнеконстантиновское благочиние Нижегородской епархии

Приход преподобного Серафима Саровского п. Д. Константиново 5

"Икона дня": "Православный календарь":
Баннер в новом формате
©2018 г.

Новости

Все новости

Рождество святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

07 Июль 2012

Этот праздник установлен в честь события, описанного в первой главе Евангелия от Луки. Святой Иоанн был Предтечей – предшественником - Господа Иисуса Христа. Он должен был подготовить израильтян к принятию Мессии, к Его проповеди о Царствии Божьем. Он «проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов» (Лк. 3:3). Указывая иудеям на их грехи, помогая им каяться, святой Иоанн готовил, таким образом, их души к усвоению учения Господа о вечной жизни, о Царствии Небесном. Крестителем святой Иоанн зовется потому, что он удостоился чести крестить Самого воплотившегося Господа перед Его выходом на проповедь. Господь принял крещение покаяния от Иоанна, чтобы «исполнить всякую правду» (Мф. 3:15).

На явление Предтечи перед приходом Мессии задолго до его совершения указывали ветхозаветные пророки Исайя (Ис. 40:3-4) и Малахия (Мал. 3:1).

Рождество святого Иоанна произошло за 6 месяцев до Рождества Христова, как пишет об этом святой евангелист Лука (Лк. 1:26). Он описывает чудесное знамение от Архангела Гавриила, явившегося отцу Предтечи, священнику Захарии, «когда он в порядке своей чреды служил пред Богом» (Лк. 1:8). Архангел предрек рождение сына у престарелых родителей, не имевших детей. Услышав весть о том, что его жена Елисавета, будучи в преклонных летах, родит сына, который «будет велик пред Господом» (Лк. 1: 15) и станет Предтечей Мессии «в духе и силе Илии» (Лк. 1: 17), Захария усомнился в этом и попросил особенного указания, знамения. В ответ на это неверие Архангел чудесным образом заключил уста, и уши священника до времени рождества святого Иоанна. Блаженный Феофилакт, толкуя Евангелие от Луки, пишет об этом: «Справедливо подвергается тому и другому — глухоте и немоте, ибо как преслушник наказывается глухотою, а как противоречащий — молчанием».

Благовествовав рождение Предтечи, Архангел косвенно указал на пришествие Мессии, которое, по словам пророков, должно последовать вскоре за выходом Предтечи на проповедь. Поэтому Гавриил и говорит Захарии: «услышана молитва твоя» (Лк. 1:13). Услышана молитва израильтян о прощении грехов людей и даровании народу Мессии, избавителя людей от власти греха и смерти духовной.

Вскоре после явления Архангела Захарии, Елисавета зачала и родила сына. На восьмой день после рождения, по закону Моисея, младенца надлежало обрезать и дать ему имя. По народной традиции ребенку давали имя одного из старших родственников. Поэтому всех удивило желание Елисаветы назвать мальчика Иоанном – такое имя не носил ни один человек из их рода. Когда просили немого и глухого еще Захарию дать имя младенцу, тот написал на дощечке «Иоанн имя ему» (Лк. 1:63), исполняя, таким образом, волю Бога, возвещенную Архангелом Гавриилом. «И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога» (Лк 1:64). Захария, будучи исполненным Святого Духа, пророчествовал о своем сыне, как пророке, и о Мессии, как освободителе народа израильского от тьмы грехов и подателе душевного мира и покоя всем принявшим Его.

По церковному преданию, вскоре по рождестве святого Иоанна праведная Елисавета вынуждена была укрыться с сыном в пустыне, спасаясь от гонений царя Ирода Великого. Царь приказал убить всех младенцев возрастом до двух лет в Вифлееме и его окрестностях, опасаясь потери власти, когда к нему пришли волхвы и возвестили о Рождестве Спасителя, спросив: «где родившийся Царь Иудейский?» (Мф. 2:2). Вероятно, семейство святого Иоанна жило  недалеко от места появления на свет Христа. Захария же продолжал служение в храме Иерусалима, где был убит воинами Ирода, отказавшись указать местонахождение своего сына. Достигнув 30 лет, святой Иоанн вышел на проповедь и начал выполнять свое предназначение – приготовлять души людей к принятию Христа.

Праздник рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна был установлен в Русской Православной Церкви 7 июля, за 6 месяцев до праздника Рождества Христова. Появился этот праздник в первые века существования христианства. Есть сведения о его распространении в III веке, а с IV века он был включен в церковный календарь. В зависимости от Рождества Христова, для которого была установлена дата 7 января (25 декабря по старому стилю) за праздником рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна была закреплена дата 7 июля (25 июля по старому стилю) – Предтеча был старше Господа на 6 месяцев. На Русь этот праздник пришел вместе с православной верой в 988 году.

 

 

 

Евдокимов И.

 

 

Тропарь праздника рождества святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, глас 4:

Пророче и Предтече пришествия Христова, достойно восхвалити тя недоумеем мы, любовию чтущии тя: неплодство бо рождшия и отчее безгласие разрешися славным и честным твоим рождеством, и воплощение Сына Божия мирови проповедуется.

 

 

Кондак, глас 3:

Прежде неплоды днесь Христова Предтечу раждает, и той есть исполнение всякаго пророчества: Егоже бо пророцы проповедаша, на Сего во Иордане руку положив, явися Божия Слова пророк, проповедник, вкупе и Предтеча.

 

 



назад к списку новостей