Приход преподобного Серафима Саровского п. Д. Константиново 5 - Успение Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Дальнеконстантиновское благочиние Нижегородской епархии

Приход преподобного Серафима Саровского п. Д. Константиново 5

"Икона дня": "Православный календарь":
Баннер в новом формате
©2018 г.

Новости

Все новости

Успение Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии.

28 Август 2012

В праздник Успения Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии в храмах поются славословящие Божью Матерь песнопения. Они посвящены скорбному, но вместе с тем и радостному событию – смерти Девы Марии.

Церковное Предание, восходящее к первым векам христианства, передает нам события жизни Пресвятой Девы после Воскресения Ее божественного Сына. После того, как Христос, будучи распятым, отдал Богородицу на попечение Своего любимого ученика, Иоанна Богослова, усыновив его Своей Матери (Ин. 19:26-27), Дева Мария жила в доме апостола Иоанна. Она часто посещала места Распятия и Воскресения Своего Сына, положив, таким образом, начало паломническому подвигу, столь развитому в современном мире.

Живя в иерусалимской христианской общине и являясь не только свидетелем проповеди воплотившегося Бога Слова, но самым близким ему человеком по кровному родству, Богородица, многое могла открыть о Христе в установленной Им Церкви. Она неустанно трудилась в проповеди и созидании христианства в родном Ей Израиле, а также среди иноплеменников. Во время первых гонений на христиан в 40-х гг., когда «царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло» (Деян. 12:1), Пресвятая Дева, оберегаемая иерусалимскими христианами, удалилась с нареченным сыном Иоанном в Эфес. Там Она прожила несколько лет, продолжая проповедовать учение Своего Сына. Ее проповедь звучала и на Кипре, где епископом был поставлен воскрешенный Господом Лазарь из Вифании, и в греческих землях – на Афоне. Живя от рождения в душевной чистоте и святости, Дева Мария пребывала в постоянной молитве и посте. Святитель Амвросий Медиоланский пишет о жизни Божьей Матери: Она «была Дева не только плотью, но и духом, в сердце смиренна, в словах Богомудренна, в глаголании не скора; в чтении писаний неутомима, в трудах бодра, всем желала добра, не гнушалась убогого, никому не посмеялась, вид Ея был образом внутреннего Ея совершенства. Все дни Свои Она обратила в пост: сну предавалась только по требованию нужды, но и тогда, как тело Ея покоилось, духом Она бодрствовала, повторяя во сне читанное, или размышляя о приведении в исполнение предположенных намерений, или предначертывая новые. Из дому выходила только в церковь, и то в сопутствии родных. Впрочем, Она хотя и являлась вне дома Своего в сопровождении других, но лучшим стражем для Себя была Она Сама; другие охраняли только тело Ее, а нравы Свои Она блюла Сама».

В конце Своей земной жизни, в середине I века, Богородица вернулась в Иерусалим, где возобновила частые посещения Голгофы и Гроба Господня. Она подолгу молилась в местах страдания и прославления Своего Сына. Однажды во время такой молитвы Пресвятой Деве явился Архангел Гавриил, как много лет назад на Благовещение, и возвестил Ей о скором Успении Пресвятой Богородицы. Святой вестник сказал Божьей Матери о том, что Сам Господь со множеством Ангелов придет, чтобы взять Свою земную Родительницу в райские обители. В подтверждение этого Архангел вручил Деве Марии райскую ветвь. Так описывает это чудесное явление святитель Дмитрий Ростовский.

Ко времени успения Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии по ее молитве в дом святого Иоанна Богослова собрались чудесным образом апостолы, восхищенные как бы ветром на облаках из мест их проповеди. Они простились с Девой Марией, и затем совершилось очередное чудесное явление. Верх комнаты как бы исчез в ярком сиянии и Сам Христос в сопровождении Ангелов сошел, чтобы принять душу пресвятой Девы в райские обители.

После этого апостолы погребли бездыханное тело Богородицы в гробнице Ее родителей, праведных Иоакима и Анны.

На третий день по Успении Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии  в Иерусалим прибыл апостол Фома, который не успел, по Промыслу Божьему, на погребение. По его просьбе, камень, закрывавший вход в пещеру-гроб, был отвален и все апостолы стали свидетелями еще одного чуда. Тело Пречистой было восхищено на небо – в гробе остались только погребальные пелены. По церковному преданию, Богородица на третий день была вознесена с телом на небо, где пребывает по сей день, являясь молитвенницей за всех людей перед Престолом Господним.

Праздник Успения Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии входит в число 12 наиболее значимых церковных праздников. Он завершает праздничный цикл, являясь последним двунадесятым праздником в церковном году.

Этот праздник одновременно и скорбный, и радостный. Скорбь чувствовали апостолы, когда Пресвятая Дева Мария оставляла их в земной жизни, переходя в вечность под покровительством Своего божественного Сына. Подобную скорбь чувствуем и мы, переживая духом события Успения на богослужении. Наша скорбь, подобная скорби апостолов, соединяет нас с ними через время. Апостолы были утешены, когда вечером третьего дня после Своего Успения им, всем 12-ти, явилась в чудесном видении Богородица и обещала быть с ними «во все дни». Это обещание распространяется не только на апостолов, но и на всех христиан по сей день. Успенская скорбь смешивается в наших сердцах с радостью потому, что Пресвятая Дева Мария непрестанно ходатайствует за всех людей перед Престолом Божьим.

Молитвенно сближаясь с событиями древности, мы становимся причастниками не только апостольской скорби. В гораздо большей степени мы становимся причастными богородичной радости. Пресвятая Дева, освободившись от скорбей и немощей земной жизни, обрела блаженное единение с Богом. Она обрела столь желанную для Нее близость к Своему Сыну, с Которым Пречистую соединяет не только любовь святого человека ко всеблагому Творцу, но еще и материнская любовь Пресвятой Родительницы к божественному Сыну. Телесная смерть – разлучение тела и духа - явилась для Девы Марии лишь недолгим сном, отдыхом. Она как бы уснула ненадолго, чтобы вскоре обрести новое блаженное, исполненное любви бытие, соединение с Богом. Поэтому праздник и называется Успением.

Праздник Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии важен для нас еще и потому, что после победы Христа над смертью духовной и телесная смерть стала уже не так ужасна для христиан. Успение Божьей Матери показывает нам, насколько изменилось отношение христиан к смерти телесной после Жертвы Господа. Для Нее, ведущей святую жизнь, смерть тела явилась как бы сном, кратковременным отдыхом от земных трудов и скорбей перед переходом в вечность, наполненную радостью встречи с Творцом и Сыном Своим и любовью всеблагого Бога. Также и для людей, достигающих святости в земной жизни, смерть является переходом в вечное блаженство, с которым никакое земное благо сравниться не может. Об этом свидетельствует сонм мучеников, для которых жизнь со Христом являлась главным благом и достижением. Они спокойно шли на смерть, часто мучительную, лишь бы остаться причастниками благодати Божьей, не отречься от Христа ради земной жизни, которая обесценивается в сравнении с вечным общением с Господом.

На Руси праздник Успения Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии  всегда был особо чтим народом. В Русской Православной Церкви есть несколько чудотворных успенских икон: Киево-Печерская, Псковско-Печерская, иконы Московского Успенского собора.

В нижегородской митрополии есть много приходских и монастырских храмов, освященных в честь Успения Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. Среди них и Успенский храм в Нижнем Новгороде в Ильинской слободе, и храм в городах Бор, Княгинино, и многочисленные храмы в селах митрополии, в том числе – Успенский храм в селе Бортсурманы, где покоятся мощи святого праведного Алексия Бортсурманского. Успенские церкви есть также в Вознесенском Печерском монастыре в Нижнем Новгороде, в Свято-Троице-Макарьево-Желтоводском монастыре, в Амвросиево-Николаевском Дудином монастыре. Есть в Нижегородской митрополии и монастыри, устроенные в честь праздника Успение Богородицы. Это, например, Свято-Успенская Флорищева пустынь в Выксунской епархии, и Высоковский Успенский Монастырь в Городецкой епархии.

Для всех этих приходов и монастырей Успения Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии  – особый праздник. Там совершаются торжественные богослужения, прославляющие Пресвятую Богородицу. Она явила нам пример праведной и святой жизни, смирения, исполнения воли Бога. Она, по святости Своей, была удостоена блаженного и радостного Успения, вечного благодатного соединения с Сыном Своим и Господом и материнского ходатайства за каждого человека перед Ним.

 

 

 

Евдокимов Иван.



назад к списку новостей