Приход преподобного Серафима Саровского п. Д. Константиново 5 - Торжество Православия - праздник с древнейшей христианской историей.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Дальнеконстантиновское благочиние Нижегородской епархии

Приход преподобного Серафима Саровского п. Д. Константиново 5

"Икона дня": "Православный календарь":
Баннер в новом формате
©2018 г.

Новости

Все новости

Торжество Православия - праздник с древнейшей христианской историей.

04 Март 2012

 

Великий пост установлен Церковью в воспоминание сорокадневного поста Спасителя в пустыне перед Его выходом на проповедь. Он продолжается шесть недель и является самым строгим постом Православной Церкви. Время Великого поста – особое время. Не служится обычная литургия, не происходит освящение Даров в будние дни. Пост – время покаяния. В первые четыре  дня Великого поста в храмах на великом повечерии читается покаянный канон Андрея Критского. В постные субботы (за исключением первой) совершается поминовение усопших. В воскресенья Великого поста установлены особые православные праздники: Торжество Православия, святителя Григория Паламы, поклонение Кресту Господню, преподобного Иоанна Лествичника, преподобной Марии Египетской, вход Господень в Иерусалим.

Праздник Торжество Православия Церковь совершает в первое воскресенье Великого поста. Он установлен в Византии в IX веке в честь победы Православия над ересью иконоборчества. Эта ересь возникла в VIII веке. В силу интересов Византийской империи ее поддерживали императоры. Иконоборцы постепенно начали гнать иконопочитателей, большую часть из которых составляли монахи. Это лжеучение осудил VII Вселенский собор. Он, основываясь на учении преподобного Иоанна Дамаскина, одного из основных борцов против еретиков, разделил почитание икон и поклонение Богу. Почитая образ (икону), мы поклоняемся первообразу (Христу, Богородице, святым). Ересь иконоборчества была предана анафеме. Но и после этого иконоборцы пытались остановить почитание икон еще более полувека. Только на Константинопольском соборе 842 года, при содействии императрицы иконопочитательницы блаженной Феодоры и патриарха Мефодия был принят томос о запрещении иконоборчества. В томосе собора устанавливалось иконопочитание в Православии, а также подтверждались решения всех семи Вселенских соборов. Иконоборчество вновь было предано анафеме.

В память об этом событии в следующем 843 году, в первое воскресенье Великого поста, императрица Феодора установила праздник Торжество Православия. Был установлен особый чин совершения празднования. Позднее он был дополнен текстами, заключающими в себе главные догматы православной веры. В нем провозглашались и утверждались постановления всех Вселенских соборов, включая провозглашение иконопочитания. Все ереси, в том числе иконоборчество, предавались анафеме.

Сейчас в русских храмах в праздник Торжество Православия также совершается богослужение по особому чину. В нем перечисляются и анафематствуются ереси, возникшие в первое тысячелетие существования христианства, в эпоху Вселенских соборов.

Смысл современного чина Торжества Православия не исчерпывается подведением итогов борьбы Церкви с еретиками эпохи Вселенских соборов. После IX века возникало, и возникают в наши дни, множество различных ересей, значительная часть из которых имеет корни в лжеучениях первых веков. Сегодняшний праздник Торжество Православия является днем, когда Церковь молится о том, чтобы никакие ереси и лжеучения не колебали основ православной веры. Она молится о единстве в этот день, согласно словам апостола Павла: «един Господь, едина вера, едино крещение, един Бог и Отец всех» (Ефес 4:5-6). Если Церковь едина – в ней нет места для лжеучений. Ереси всегда приводили к церковному разделению. Православный христианин должен быть исполненным, в первую очередь, любви, а не желанием борьбы с еретиками. Апостол Павел говорит: «рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю» (2 Тим. 2:24-26). Любовь есть высшая из всех добродетелей. Любовь есть Христос, Бог. Там, где присутствует борьба, радикализм, немного места остается для любви, а значит – для Христа, Его учения. Ереси искореняют любовь. Присутствие любви искореняет ереси. Святые Отцы Вселенских соборов утверждали христианские догматы с надеждой, что в дальнейшем в Церкви будет меньше ересей, что лжеучения совсем исчезнут. Церковь сегодня, в день совершения праздника Торжество Православия, с надеждой на то же самое молится о своем единстве, о возделывании любви в сердцах духовенства и мирян.

 

Евдокимов Иван



назад к списку новостей